Неисправным называется такое состояние транспортного средства, при котором оно не соответствует требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Настоящий перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 “Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки”.

1. Тормозные системы

1.1 Нормы эффективности торможения рабо­чей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

При дорожных испытаниях не соблюдаются следующие нормы эффективности торможения (качественной меры торможения, характеризующей способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению автотранспортного средства) рабочей тормозной системой:


Тормозной путь
не более (м)

Установившееся
замедление
не менее (м/с?)

Легковые автомобили, в том числе с прицепом

14,7

5,8

Грузовые автомобили и автобусы

18,3

5,0

Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)

19,5

5,0

Двухколесные мотоциклы и мопеды

7,5

5,5

Мотоциклы с боковым прицепом

8,2

5,0

Примечания:1.

Испытания проводятся на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементно– или асфальтобетонным покрытием при скорости в начале торможения 40 км/ч – для автомобилей, автобусов и автопоездов и 30 км/ч – для мотоциклов и мопедов. Транспортные средства испытывают путем однократного воздействия на орган управления рабочей тормозной системой. Масса транспортного средства при испытаниях не должна превышать разрешенной максимальной массы.

2. Эффективность рабочей тормозной системы транспортных средств может быть оценена и по другим показателям в соответствии с ГОСТом Р 51709-2001.

1.2 Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода. Под нарушением герметичности гидравлического привода понимается любая утечка тормозной жидкости в приводе и (или) в колесных тормозных механизмах, а также попадание воздуха в рабочую тормозную систему.

1.3 Нарушение герметичности пневматичес­кого и пневмогидравлического тормозных при­водов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колес­ных тормозных камер.

Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер. Большее нарушение герметичности пневматического или пневмогидравлического тормозного привода, чем в пределах, указанных в данном разделе, ухудшает безопасность движения.

1.4 Не действует манометр пневматическо­го и пневмогидравлического тормозных приводов.

Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов. Неработающий манометр лишает водителя информации об одном из важнейших показателей технического состояния тормозной системы – давлении воздуха в баллонах и в колесных тормозных камерах.

1.5 Стояночная тормозная система не обеспе­чивает неподвижное состояние:

- транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 процентов включительно;

- легковых автомобилей и автобусов в снаряжен­ном состоянии - на уклоне до 23 процентов включительно;

- грузовых автомобилей и автопоездов в снаря­женном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно.

Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние транспортного средства на уклоне. Его величина установлена в зависимости от типа транспортного средства и его загрузки:

- транспортных средств с полной нагрузкой – на уклоне до 16 % включительно;

- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии – на уклоне до 23 % включительно;

- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии – на уклоне до 31 % включительно.

2. Рулевое управление

2.1. Суммарный люфт, который является показателем технического состояния, в рулевом управлении превышает следующие значения:

легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы

10°

автобусы

20°

грузовые автомобили

25°


2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

3. Внешние световые приборы

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Установка на транспортное средство внешних световых приборов, не соответствующих требованиям конструкции, изменение их расположения может привести к ухудшению освещения дороги и ослеплению водителей встречных транспортных средств, а также дезориентации участников движения.

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

3.2. Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТу Р 51709-2001.

Правильная регулировка фар обеспечивает строго определенное положение световых пучков и оптимальное распределение света на дороге. Фары снабжены специальными регулировочными винтами, позволяющими изменять положение оптического элемента и направления светового пучка. Проверка и регулировка направления светового пучка могут производиться с помощью специально размеченного экрана или оптическим прибором с ориентирующим приспособлением.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

Под установленным режимом работы фар имеется в виду работа в двух режимах: ближнего света и дальнего света. Установленным режимом работы световых указателей поворота является попеременное изменение яркости сигнальных ламп с частотой 90 ±30 проблесков в минуту. Установленным режимом работы сигнала торможения является включение фонарей с красным светом при нажатии на тормозную педаль и выключение этого фонаря при свободном положении тормозной педали. На легковых автомобилях и автобусах допускается наличие одного или двух дополнительных сигналов торможения. Они устанавливаются за задним стеклом механического транспортного средства на высоте 1150 – 1400 мм . Цвет дополнительных сигналов торможения должен быть красный. Установленным режимом работы указателя заднего хода – включение фонаря с белым цветом при перемещении рычага переключения передач в положение “задний ход” и выключение этого фонаря при выведении рычага из этого положения. Для улучшения видимости в условиях недостаточной видимости разрешается установка противотуманных фар и задних противотуманных фонарей. Противотуманные фары и задние противотуманные фонари должны включаться при включенных габаритных огнях и работать в постоянном режиме.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

Отсутствие или применение, рассеивателей не соответствующих световому прибору, так же как и ламп приводит к неправильному формированию светового пучка, что может вызвать ослепление встречных водителей или ухудшение видимости дороги.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

В соответствии с п.20 Основных положений... проблесковые маячки всех цветов устанавливаются только на крыше кузова или кабины транспортного средства и не должны использоваться внутри салона кузова (кабины) транспортного средства.

3.6 На транспортном средстве установлены:

- спереди - противотуманные фары с огнями любого цвета, кроме белого или желтого, указа­тели поворота с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, иные световые при­боры с огнями любого цвета, кроме белого, а световозвращающие приспособления - лю­бого цвета, кроме белого;

- сзади - фонари заднего хода и освещения госу­дарственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, указатели поворота с огнями любого цвета, кроме желтого или оран­жевого, иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, а световозвращающие приспособления - любого цвета, кроме красного;

- сбоку - световые приборы с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, а свето­возвращающие приспособления - любого цвета, кроме желтого и оранжевого.

Спереди транспортного средства установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращатели красного цвета, а сзади – белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного, отличительного и опознавательного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков. Цвет рассеивателей световых приборов позволяет быстро и безошибочно различать встречные и попутные транспортные средства.

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

Режим работы стеклоочистителей характеризуется частотой перемещения щеток по мокрому стеклу и углом размаха щетки при максимальной частоте.

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

Если конструкцией транспортного средства предусмотрен стеклоомыватель ветрового или заднего стекла, он должен надежно работать.

5. Колеса и шины

5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1.6 мм , грузовых автомобилей – 1 мм , автобусов – 2 мм , мотоциклов и мопедов – 0,8 мм .

Высота рисунка протектора определяет степень изношенности покрышки. Эксплуатация шин, имеющих износ больший, чем указано в данном пункте, ведет к снижению прочности шины, ухудшению сцепления колес с дорогой. Несоблюдение данного требования вызывает изменение тормозного пути и повышает вероятность возникновения заносов.

Примечание. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств – тягачей.

5.2. Шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

С исключения случаев разрыва шины во время движения, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия, запрещена эксплуатация шин, имеющих повреждения.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес. Отсутствие деталей крепления колес (болтов, гаек), трещины диска или ободьев колес могут привести к отрыву колеса и потери устойчивости транспортного средства.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

Установка на транспортное средство шин по размеру и допустимой нагрузке не соответствующих модели транспортного средства может привести к соскакиванию их с дисков или разрыву во время движения.

5.5. На одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.

При установке на одну ось транспортного средства шин с различными конструктивными особенностями ухудшается управляемость транспортного средства и увеличивается опасность возникновения заносов при торможении и разгоне.

6. Двигатель

6.1. Содержание вредных веществ в отработанных газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.

Требование обусловлено необходимостью охраны окружающей среды. Нормы содержания окиси углерода (СО) и дымности определены стандартами и обязательны для соблюдения на всех транспортных средствах. Фактическое содержание вредных примесей в отработавших газах определяется специальными диагностическими приборами – газоанализаторами. Согласно требованиям ГОСТ 17.2.2.03, для бензиновых двигателей, содержание окиси углерода в отработавших газах при работе двигателя на минимальных оборотах (холостого хода) не должно превышать 1,5 %, а при работе двигателя на повышенных оборотах (от 2000 об/мин до 0,8 номинальных) должно быть не более 2,0 %. При контрольных проверках автомобилей в эксплуатации органами Госконтрольатмосферы и ГИБДД допускается содержание окиси углерода до 3 %. Содержание углеводородов для двигателей с четырьмя цилиндрами не должно превышать 1200 и 600 объемных долей/млн при тех же оборотах соответственно.

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

Не герметичность топливной системы ведет к загрязнению окружающей среды. В случае подтекания топлива в моторном отсеке создается угроза возникновения пожара.

6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.

Неисправность системы выпуска отработавших газов (прогарание стенок глушителя, не плотности стыков труб и др.) ведет к резкому возрастанию уровня шума, который при этом превышает установленные предельно допустимые нормы.

6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

При нарушении герметичности системы вентиляции картера, внутрикартерные газы будут выходить в атмосферу, загрязняя ее.

7. Прочие элементы конструкции

7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

Отсутствие хотя бы одного из зеркал заднего вида, предусмотренного конструкцией транспортного средства, уменьшает площадь просматриваемой зоны и ухудшает безопасность, особенно при маневрировании.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

Не работающий звуковой сигнал уменьшает возможности водителя по предотвращению дорожно-транспортного происшествия.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения. Предметы декоративного оформления (наклейки, амулеты, игрушки и т.п.), помимо ограничения обзорности, способствуют утомляемости, могут отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством, что повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций.

Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристических автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией:

- замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы.

предохраняющие от самопроизвольного открывания дверей кабины (или кузова) и падению людей на дорогу и сохранность груза.

- Запоры горловин цистерн и пробки топливных баков.

Снижающие вероятность возникновения пожаров.

- Механизм регулировки положения сиденья водителя

позволяющий обеспечить правильную посадку водителя.

- Аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, Аварийные выходы и устройства приведения их в действие.

Привод управления дверьми необходимые для экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии (на автобусах и троллейбусах).

- Спидометр, Тахограф

Обеспечивающие водителю постоянный контроль за скоростью движения.

- Противоугонные устройства.

Препятствующие использованию транспортного средства другими лицами.

- Устройства обогрева и обдува.

Стекол обеспечивающие хорошую обзорность.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

Грязезащитные фартуки или брызговики задерживают брызги воды, частицы грязи и мокрый снег и уменьшают их попадание на стекла сзади движущихся транспортных средств.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

При неисправности тягово-сцепного устройства и опорно-сцепного устройства автомобиля тягача и прицепного звена, а также страховочных тросов или цепей может произойти аварийная расцепка во время движения.

7.7 Отсутствуют:

- на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99;

- на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т противооткатные упоры (должно быть не менее двух);

- на мотоцикле с боковым прицепом медицинская аптечка, знак аварийной остановки.

7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.9. Отсутствуют ремни безопасности и подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.

Ремни безопасности и подголовники являясь средством пассивной безопасности при дорожно-транспортных происшествиях значительно уменьшают тяжесть травмирования водителя и пассажиров.

7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

Неработоспособные или поврежденные ремни смогут выполнить своих функции и уменьшить травмирование водителя и пассажиров.

7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема и опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего освидетельствования.

7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его крепления не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

Регистрационные знаки должны быть хорошо заметны и читаться с достаточно большого расстояния, поэтому они изготавливаются с применением световозвращаюших материалов.

7.16. На мотоцикле нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.

В целях безопасности на двухколесных мотоциклах устанавливаются дуги безопасности, снижающие телесные повреждения при опрокидывании.

7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

Подножки и поперечные рукоятки устанавливаются для обеспечения безопасности пассажира едущего в седле.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации, что может привести к ухудшению технических параметров транспортного средства.

 
niceText